Русское порождение: аланы, готы и англосаксы

Русское порождение: аланы, готы и англосаксы. Во времена хрущёвской «Оттепели» в советской исторической науке набирала силу теория, опровергавшая варягское начало Руси. Согласно ей, правящий субстрат «русских» в IX-XI века составили аланы и готы, угнетавший холопов-славян (само слово «русский» – тоже аланское). А теорию о норманнах придумал англосаксонский двор жены Владимира Мономаха – Гиты Уэссекской.

Сегодня ведущую роль в российской исторической науке занимает норманнская концепция. Согласно ей, Восточная Европа VIII–X веках была разделена на две примерно равные сферы влияния: с северных областей взимают дань варяги норманны (они же русы), с южных – иудейская Хазария. Соответственно, основоположниками «русской государственности» считается Рюрик и – шире – варяги, которых править на Русь пригласили беспомощные (в смысле государство-строительства) славяне.

Однако эта теория главенствовала не всегда в исторической науке. В краткий период хрущёвской «Оттепели» была популярна и – главное – продвигалась государством другая теория, антинорманнская, отдававшая главную роль в строительстве Руси аланам и готам («Русскому каганату»).

Кратко эта теория описана в брошюре историка В.Мавродина (под редакторством историка В.Бернадского) «Происхождение названий Русь, русский, Россия». Она была выпущена в 1958 году «Обществом по распространению политических и научных знаний РСФСР» и предназначалась для историков-лекторов (т.е. была инструкцией для них).

Поначалу Мавродин долго рассказывает о норманнской теории происхождения Руси, одновременно резко критикуя её. По его мнению, шведы были всего лишь наёмниками русского кагана, некий аналог того, что сейчас назвали бы «частно-военная компания». Единственной зацепкой для этой теории мог бы служить этноним ruotsi – так финны называли шведов. Однако в старорусском языке это слово звучало бы как «ручь» (а не «русь»).

Так откуда всё же взялось слово «Русь» и однокоренные от него слова?

Мавродин тут не открывает чего-то нового, а просто развивает старую и не принятую в своё время русским государством (точнее, его немецкими правителями во второй половине XVIII века) теорию об алано-готском следе.

Первым эту теорию развил наш великий учёный Михайло Ломоносов, но она была отброшена немецкими историками (в частности, Миллером), сочинявшими по заказу Екатерины II русскую историю.

Согласно теории Ломоносова, русы – это племена роксоланов и росоманов, чьё имя в славянском сокращении звучало как росы. Мавродин растолковывает эту теорию и привносит в неё новые факты. Для начала он, ссылаясь на многие летописи (в первую очередь византийские и арабские) обращает внимание, что вплоть до XII века существовало очень чёткое разделение на «русов» и славян. Первые были высшими классами (феодалами, воинами и купцами), вторые – подневольными холопами. Иранский писатель Ибн-Хордадбег в IX веке писал:

«Русы живут в городах, не пашут землю, нападают на славян, берут с них дань, ездят далеко с торговыми целями. Они воинственны, подвижны богаты. Славяне, наоборот, живут в деревнях, пашут землю, подчиняются русам».

В такого рода характеристике русов и славян не трудно усмотреть деление на два класса-нации. С делением на русов и славян мы сталкиваемся и в записях Константина Багрянородного. Далее Мавродин пишет:

«Существовало ли восточнославянское племя русов? Никаких указаний на это мы не находим. Но это не значит, что тогда не знали «русов». В сочинении Географа Баварского (IX век) мы встречаем указание на ruzzi, которых он помещает между уличами и хазарами. Анонимный персидский автор Х века тоже говорит о русах, живущих у Чёрного моря…

…Это сарматские племена роксоланов, аорсцы, а также росоманы и росы (hros).

Росоманы скорее всего были германским (готским) племенем. Единственное известное нам росомонское имя Сунильда, ведёт оно не к славянским Предславе и Любушке, а к Брунгильде и Кримгильде из «Песни о Нибелунгах»…

…Т.е. этническое ядро «русов» – Причерноморье. Здесь встречались группы восточногерманских племён и сарматы, и, может быть, остатки скифов. Тут происходило отчасти и их смешение с славянами. Отсюда преемственная связь между культурой сарматов и готов и культурой Киевской Руси, проявляющаяся в изделиях и украшениях, одежде (вышитые рубахи), верованиях (Хорс и Симаргл) и т.д.»

Теория о сарматско-готском происхождении «русов» активно развивалась именно в это время хрущёвской «Оттепели». К примеру, её ярым приверженцем был известный филолог и историк Василий Абаев (действительный член Азиатского Королевского общества Академии Англии), а также русский немец (эмигрировавший из России после Революции), всемирно известный лингвист Макс Фасмер.

Позднее эту теорию развила историк Елена Галкина. Она, в частности, писала:

«Новейшие исследования в области археологии, нумизматики и эпиграфики подтвердили достоверность упоминаний в арабо-персидской литературе о загадочном Русском каганате, который долгое время неправомерно отождествлялся с Хазарским каганатом. Главный этнос этого военно-торгового государства составляли селившиеся в верховьях Донца и Дона сармато-аланы, оказавшие значительное влияние на славянские племена и образование Древнерусского государства. Именно земли Русского каганата после его гибели вошли в ядро Киевской Руси, оставив славянам имя «Русь». Эта теория опровергает укоренившуюся в истории хазарско-норманнскую концепцию о происхождении и развитии Руси».

(Подробнее об этом можно почитать в книге Елены Галкиной «Тайны Русского каганата»).

Но вернёмся к историку Мавродину. Далее он разбирает, кто же придумал «норманскую теорию» (приглашение Рюрика на Русь), — пишет Толкователь. По его мнению, это сделал англосаксонский двор принцессы Гиты Уэссекской, вышедшей замуж за князя Владимира Мономаха. Он объясняет это:

«В эпоху средневековья установилась традиция выводить свой род «из-за моря», лишь бы подчеркнуть особую родовитость и аристократичность своего происхожждения. При Мономахе игумен Сильвестр начинает редактирование «Повести временных лет», и в ней летописный рассказ о призвании варягов принимает ту форму, с которой приходится иметь дело современным исследователям.

В распоряжении летописца, благодаря тесным связям киевского княжеского двора и английского королевского дома, была и форма, в которую облёкся этот рассказ.

При дворе Владимира Мономаха. Женатого на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда, могли оказаться английские барды, привезшие на берега Днепра своей песенный материал. Это были времена Эдвина и Эдуарда, сыновей короля Эдмунда Железный Бок, изгнанных из Англии датским конунгом Канутом и нашедших пристанище в Киеве; Гиты Гарольдовны и тех англосаксов, которые в качестве свиты и наёмников-дружинников появились в то время в Киеве после разгрома англичан в битве под Гастингсом; время ирландцев-скоттов, завязавших связи с Киевом.

С ними вместе на Русь пришли эпические мотивы о борьбе племён и призвании из-за моря братьев править и княжить, близкие к рассказу летописца Сильвестра о трёх братьях-варягах. И ирландское предание о трёх братьях, равно как и рассказ Видукинда Корвейского в его истории саксов о призвании бриттами в свою «великую и обильную землю» князей из саксов Генгиста и Горсы, видимо, послужили прототипом для летописца, создававшего своё сказание под влиянием рассказов и песен англосаксов киевского двора».

Гита Уэссекская вообще незаслуженно забытая личность в российской истории.

Её детство было связано со смутами в Англии и сделало маленькую принцессу изгнанницей. Отец проиграл самую важную в своей жизни битву, быть может, одну из самых важных во всей истории Англии – армия Гарольда II была разгромлена, и правление перешло в руки Вильгельма Завоевателя, незаконнорожденного норманнского герцога.

Королевская семья спасалась бегством, спрятаться пришлось во Фландрии, а потом перебраться в Данию, к дяде Гиты. Она считалась не очень хорошей партией – сирота, изгнанница, не имеющая ни королевства, ни влияния. Но и Владимир Мономах в то время – незавидный жених, без прав на престол, он всего лишь переяславльский князь, даже Чернигов ему пришлось уступить из-за усобиц. Никто тогда не знал о будущем возвышении князя.

Гиту сосватали Монамаху. Сыновей у них с Гитой было много: Мстислав, носивший по деду второе имя Гарольд, Изяслав, курский князь – двое старших. А кроме них ещё четыре сына и четыре дочери. Возможно, основатель Москвы Юрий Долгорукий тоже был сыном Гиты – но история не даёт точного ответа на этот вопрос.

Летописных сведений о жизни Гиты Уэссекской вообще не много. Считается, что она отправилась в Первый Крестовый поход, и умерла в Палестине.

Алано-готская теория происхождения русов сегодня, после короткого взлёта в хрущёвскую «Оттепель», снова находится на обочине исторической науки. Удивительно, но даже «просвещённый русский национализм» не взял её на вооружение, хотя эта теория как нельзя лучше ложится на почву идеологии «Россия – часть Европы». Арийское рыцарство во главе Руси, английская кровь у основателя Северо-Восточной Руси, ставшей позднее основой для Московии и Великороссии. Остаётся лишь маленькая помеха для такой идеологии – славянские и финно-угорские автохтоны, их подданные, не имевшие почти никакого веса в политике и истории вплоть до начала ХХ века, а потом ставшие «всем». А это уже крамола по нынешним временам, и именно с ней боролась сталинская историческая наука («классовая теория с первобытнообщинного строя и по наши дни»). И борется до сих пор.

Sorry, the comment form is closed at this time.